Раздел: Мозг. Эмоции. Язык. Психология.

Зачем нам эмоции?

Эмоции. Откуда и зачем? Эмоции играют в нашей жизни намного большую роль, чем нам кажется. Откуда они произошли? Какова их роль? Можно ли их контролировать и зачем? Эмоции: что это? Рождается новый человек… и часто, сразу после первого вздоха мы слышим его эмоции в виде крика или плача! Пока ещё он не может выразить их в словах. Мы наблюдаем, как растёт ребёнок. Видим его интерес, удивление, радость, страх, разочарование, восторг и злость, замешательство, растерянность, уныние и восхищение, а также способны дать оценку в словах и многим другим его состояниям, которые проявляются в мимике, жестах, позах и даже в первых звуках, которые он пробует издавать, далеко не похожих ещё на слова. Представьте, что вы – тот самый ребёнок! Вы родились и «столкнулись» с этим миром, он практически «обрушился» на вас во всём своём многообразии. Ваш мозг ещё не «настроен» в достаточной мере для того, чтобы всё это воспринимать как-то последовательно, структурировано, уметь «дозировать» поступающие извне сигналы, которые врываются в вас фонтаном, похожим на «хаос». Всё что вы видите, слышите, осязаете, - чувствуете разными способами, порождает внутри вас различные состояния, ощущения, которые меняются то плавно, переходя из одних в другие, то мгновенно от одного к другому и они вам не подвластны. Вы не знаете, как удерживать те состояния, которые вам нравятся и как избегать тех, при которых вам плохо или некомфортно, вы даже выразить их не можете в словах, так как ещё и слов не знаете… А теперь, представьте «рождение человечества», задолго до появления Homo sapiens, у которого примерно 40 тысяч лет назад уже была вполне развита членораздельная речь. По некоторым данным, речь начала развиваться в период от 100 до 200-т тысяч лет назад или чуть ранее. Но и до этого, и 500 и 800 тысяч лет назад, наши предки имели ощущения! Ими владели разнообразнейшие эмоции, как и в случае с младенцем, который ещё не может выразить их в словах, но демонстрирует в других формах. Эмоции являются отображением наших внутренних состояний. Можно сказать, что они – «язык состояний». Например, держит мама младенца на руках и кормит его грудью, ребёнок – доволен, улыбается или просто спокоен. Его внутреннее состояние можно описать как положительное, потому и эмоции – положительные. Он стремится сохранить данное состояние до тех пор, пока не утолит голод или не возьмёт верх иное состояние, например, ощущение сытости и желание спать. Последние желания (состояния), будут в некотором смысле – конкурирующими, но из той же, «положительной» области. Все их можно объединить общей целью и назначением, которые способствуют успешному выживанию. А что если младенец – голоден? Он имеет такое состояние, которое, вполне естественно будет выражаться в отрицательных и весьма ярко проявляемых эмоциях! А ещё если и мама на руках не держит и даже не видно её, то к его состоянию добавляются ещё «оттенки», которые, вы знаете, к чему приводят! Всё это «сливается» в буйную «реку» и криков и плача, и мимики и движений ручками-ножками, которую необходимо «успокоить»… Эти эмоции можно назвать отрицательными, так как они отображают некомфортные или нежелаемые состояния, которые ребёнок стремится избежать или изменить. Попросту, он стремится к позитивным, положительным состояниям. И это также играет роль в успешном выживании! На последнем примере хорошо видна также и другая, не менее важная роль эмоций, как средства (способа) коммуникации между людьми. Ведь демонстрируя таким образом (криком и плачем, мимикой, движениями) свои состояния, младенец «сообщает» своей маме о них! В этом периоде его жизни, это практически единственный прямой способ «общения». С помощью такого способа выражения своего состояния он может изменить его с негативного на положительное благодаря действиям тех, кто его понимает и от кого он находится в зависимости. Мама поймёт и возьмёт его на руки, накормит, он будет сыт, спокоен и доволен. Чувство голода, тревожности, дискомфорта – отступит. Итак, выделяем важные роли и назначение эмоций: • Отображать состояния, передавать информацию о них. • Цель: изменение состояний с отрицательных на положительные. Более «взрослые» эмоции не отличаются как-либо существенно от тех, что описаны в примерах с младенцем. Они, разве что часто являются более сложными и разнообразнее в проявлениях, например, ещё и в словах. Вы спешите, опаздываете на работу или важную встречу. Мало того, что немного проспали и раздражены тем, что не успеваете, так ещё и не можете найти ключ от двери! Вы не помните, куда вы его положили вчера после того, как пришли домой: или в карман или на тумбочку в коридоре? Вы проверяете карманы, посмотрели на тумбочке, даже заглядываете под неё: вдруг они упали… Торопитесь, волнение нарастает. Лихорадочно вспоминаете, что ваш сын вышел раньше и мелькает мысль о том, что, возможно он взял по ошибке вашу связку ключей, перепутав со своей! Ищите телефон, чтобы набрать его и спросить. Уже почти набрали его… Но, вдруг, вспоминаете, что вчера вы хотели в туалет, когда шли домой и сразу как открыли дверь, пошли именно туда! Вы идёте в ванную комнату и… обнаруживаете там связку своих ключей, которую машинально положили на полку. Берёте их и уже «мчитесь» на работу. Только спустя час вы обнаружите, что забыли всё-таки мобильный телефон, который будет ждать вас на тумбочке… В данной ситуации можно выделить множество разных состояний и эмоций, которые могут быть выражены в словах: раздражение, злость, беспокойство, тревога, надежда и даже радость (когда ключи были найдены). Было и состояние сосредоточения, когда вспоминали, были и действия, «метания», когда вы то решали, снять ли опять обувь, чтобы пойти в ванную или не снимать, так как уже были одеты полностью и готовы к выходу. И многое другое, что «переливалось» внутри вас почти без вашего осознанного контроля. В чём отличия эмоций младенца и взрослого? В этом периоде вашей жизни уже давно нет необходимости выживания, вы просто хотите или стремитесь получить нечто «лучшее», согласно вашим внутренним ценностям. Именно потому, вы не плачете и не кричите, как младенец, который хочет и должен просто поесть, иначе – не выживет. Однако всё те же состояния, которые вы испытывали в детстве, вызывают в вас эмоции и вы их проявляете. И состояние «потери», но не мамы, как источника пищи, а всего лишь – ключей, и состояние той же «спешки», но не поесть, когда мама пришла, а на работу, и той же радости, но не от её прихода, а от того, что нашлись ключи. В детстве, когда уровень вашего взаимодействия с миром начинался и был основан практически на всём безусловно рефлекторном, те состояния, которые вы имели, были практически также неразрывно связаны с теми эмоциями, которые вы проявляли. Яркость и глубина эмоций была в прямой зависимости от критичности ситуации, что было связано более с физиологией, задачами выживания. Сравните по силе ту же «трагедию» ребёнка в возрасте 3-5-ти лет, когда он хочет конфету, но не получил её по тем или иным причинам и ваше, взрослое отношение к такому «простому факту». Ведь одна «неполученная» конфета, никак существенно уже не влияет на его выживание! Однако ребёнок может «закатить истерику», по яркости эмоций сравнимую с тем, что как будто это последняя минута его жизни и конфета – почти «вопрос жизни или смерти». Как обычно мы поступаем в данных случаях? Мы понимаем и чувствуем, что эмоции в таком «объёме» являются чрезмерными и излишними, то есть превышают некие «разумные меры» и пробуем ребёнку нечто объяснять. Иными словами, мы апеллируем к его способности понимать, размышлять, осознавать в противовес тому, чтобы его реакции продолжали быть всё такими же рефлекторными, как и в младенчестве. Ведь он – растёт и мы интуитивно или вполне осознанно понимаем, что развивается и его мозг и он уже может поступать не только рефлекторно, но и учитывать некий выбор в виде новых знаний о мире, о себе, которые позволят ему управлять в том числе и своими состояниями, их оценками. Это и приведёт в дальнейшем к тому, что, например, в возрасте 9-12-ти лет в подобной ситуации с конфетой, его эмоции уже будут далеко не такие по силе и яркости проявления, как были ранее. То есть произойдёт некая «коррекция» обоснованности и уместности эмоций в связи с состоянием в сторону их уменьшения, связанная с пониманием меньшей критичности ситуации, как менее важной для выживания. Сложно, согласитесь, представить взрослого человека в истерике лишь по причине того, что он не получил конфету?! С возрастом и развитием мозга, вклинивается способность к размышлению, анализу и синтезу информации, учёт предыдущего опыта, возрастают способности к абстрактному мышлению и многое другое. Однако, эмоции «не уходят», хотя уже и не несут никакой существенной роли с точки зрения выживания. Как правило, у большинства людей они остаются в виде некоторой внутренней «раскраски», доставшейся с детства, никак не корректируемой и не поддающейся управлению. Мало кто обращает внимание, например, на то, что практически 90% диалогов как внутренних, так и внешних «окрашены» так или иначе различными эмоциональными оценками, суждениями и сопровождаются или же порождены внутренними состояниями, которые имеют соответствующее эмоциональное происхождение. Среди них можно назвать и такие, как удивление, возмущение, радость, злость, раздражение, восхищение, стыд и многие другие. Подведём некоторые итоги: Эмоции являются следствием наших внутренних состояний, отображают их. Эмоциями, эмоциональными проявлениями мы также сообщаем другим о своих внутренних состояниях вне зависимости от того, находимся ли мы в младенческом возрасте или являемся взрослыми. Первичная роль эмоций – коррекция внутренних состояний. Положительные эмоции сообщают нам о том, что данные состояния и обстоятельства, которые их вызвали, необходимо сохранить. Отрицательные эмоции сообщают, что нам необходимо изменить или мы хотим избежать тех обстоятельств, которые вызвали негативные состояния. Но почему всё-таки эмоции «остаются» у нас, взрослых, когда уже нет такой «острой» необходимости выживания и большинство условий и обстоятельств вокруг нас не настолько критичны? Почему они порой «мешают» нам и как ими управлять? Как эмоции связаны с тем, что мы думаем и о чём говорим? Эти и другие вопросы мы рассмотрим в следующих статьях.

Авторские права на данную статью принадлежат «Vartov V.» Частичное или полное копирование допускается при наличии ссылки на данный сайт в виде: Источник: Vartov V.

A



///