Раздел: Мозг. Эмоции. Язык. Психология.

"Меня обидели!" или Локус контроля.

Локус контроля Как часто мы виним других людей в том, что происходит с нами или сетуем на обстоятельства, в которые попали? Или задаём себе вопрос: "Кто виноват?"… Подобные шаблоны поведения, эмоциональных реакций, мыслей, наших ощущений могут быть описаны в рамках модели\понятия "локус контроля", предложенного социальным психологом Джулианом Роттером. Локус контроля (далее "ЛК") — свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним либо только внешним факторам. Соответственно, ЛК разделяют на внешний (экстернальный), когда имеется склонность относить результаты своей деятельности к ВНЕШНИМ факторам, и внутренний (интернальный), - склонность относить результаты к ВНУТРЕННИМ факторам. Примеры внешнего ЛК: - Из-за него\неё нам (в семье, к примеру) – плохо. - Дурацкий столб стоит не в том месте и я в него врезался. - Не получилось (что-то), - такова судьба… - Хвала богам, всё прошло прекрасно! - Повезло, что преподаватель был в настроении и я сдал(а) экзамен! - Меня – обидели… - Как мне вернуть доверие к людям? Примеры внутреннего ЛК: - Я поскользнулся, так как был невнимателен. - Встреча прошла успешно, так как я к ней готовился. - Я – обиделся… Как видим, человек с внутренним ЛК имеет гораздо большую склонность учитывать именно СВОИ собственные качества, те или иные усилия, навыки, знания и опираться на них при оценке происходящего с ним. При этом, учитывать как присутствие, так и отсутствие чего-либо из указанного! То есть, простыми словами: человек с внешним ЛК – чаще "винит всё и всех" (или многих, некоторых) вокруг, с внутренним ЛК – видит и рассматривает прежде всего - себя причиной того, что с ним происходит. В данной статье я: а) рассмотрю условия формирования того или иного типа ЛК, покажу процесс его "появления"; б) дополню модель ЛК функциональными расширениями, способными повысить её практическую (и теоретическую\аналитическую) "ценность"; в) покажу также связь с другими моделями\понятиями, описывающими психику (рефлексия, инфантильность, процессы психологического сепарирования, ошибка атрибуции, конформность, созависимость и другие). Итак… Мозг человека и его психика формируется, "созревает" поэтапно. Под "созреванием" понимаются процессы нейрогенеза (роста нейронов и образование связей между ними), а также их дальнейшая тренировка\обучение, спецификация. Основные, активные этапы "припадают" на период детства. В младенческом возрасте происходит дозревание древнейшей (эволюционно) части мозга (рептильного ядра), ответственной за непосредственную обработку рецепторной информации и обслуживание многочисленных рефлексов, их настройку. В данный период, мозг\психика ребёнка реагирует на внешние стимулы непосредственными, "короткими" реакциями. Они не имеют сложной структуры. Области мозга, ответственные за разделение\отделение стимулирующих факторов от реакций и позволяющие формировать сложное поведение, – ещё не развиты. Реакции практически неотделимы от стимулов и условно "слиты" для внутреннего восприятия. Этот период можно обозначить примерно до возраста в 6-8-10 месяцев. Параллельно с данным этапом набирает "силу" следующий… Это – эмоциональное развитие. Нейрогенез в следующей части мозга – лимбической. Формируются более сложные комплексы эмоциональных реакций, ощущений, чувств, переживаний на фоне множественных аффектов у ребёнка. Аффекты на данном этапе являются неким "эхом", связывающим и отображающим активность рептильной части с лимбикой. Но уже – как "строительный материал" и "фундамент" формируемых эмоций, чувств, переживаний ребёнка. На данном этапе реакции ребёнка становятся всё более сложными и разнообразными. Но всё ещё, в потенции (как возможности мозга\психики), - не способными быть отделяемыми от вызвавших их стимулов! Это период примерно до 5-7-ми лет. В данном возрасте, поэтому, для детей свойственно такое отношение к стимулам\факторам, что, к примеру, споткнувшись о бордюр, ребёнок преимущественно будет склонен злиться на тот самый бордюр! Или, к примеру, переживать "вину" как чувство, наблюдая негативную реакцию значимого взрослого (родителя) на какое то из своих действий. То есть, способности отделять как в первом случае, так и во втором, "себя" или "других" как отдельные субъекты "независимых психик" – всё ещё нет. Но уже формируются множественные шаблоны и сценарии эмоциональных реагирований на те или иные ситуации, а также более генерализированные формы в виде переживаний, чувств на их совокупности (ситуаций, факторов). Именно поэтому, кстати, в данном периоде детства и возможны и происходят разного рода "травмирования" (как аспект эмоциональной сферы) или "закладки" их в виде предрасположенностей или склонностей быть (человеку) травмируемым в будущем. Также формируются и акцентуации (особенности характера) будущей Личности. Примерно с середины данного периода, возраста 2,5-й-3-х лет, мозг ребёнка также вступает в третий этап своего развития, параллельно с "доразвитием" лимбики начинает плавно развиваться "заключительная" часть мозга – неокортекс (кора головного мозга, эволюционно самая молодая и присутствующая в таком объёме лишь у нашего вида). Именно неокортекс отвечает функционально за обработку абстракций, логическое мышление, в целом за осознание. То есть, - обеспечивает ту самую рефлексию и возможность отделять собственное "Я" от других (и не только, в том числе Я и мир [его "детали"], отличия между ними, сходства [анализ\синтез], закономерности, сложные связи [в т.ч. и причинно-следственные] и многое другое)! Наиболее активная фаза развития\тренировки неокортекса наступает позже, примерно с 5-7-ми лет. И затем уже, - с ростом до пика в 12-14 лет и спадом до 20-25 лет, как правило. Поэтому, кстати, данные периоды и обозначены для людей как периоды активной учёбы, - получения формальных знаний (школа, ВУЗ, etc.). Так где же, и как, и когда, всё-таки, появляется и начинает формироваться локус контроля и какой направленности, вектора: внутреннего или внешнего?! Акцентирую особо на том, что под ЛК стоит понимать не некую "измеряемую (или наблюдаемую явно) данность", как, к примеру, увеличивающийся вес ребёнка или появившаяся способность разговаривать! ЛК – обобщённая характеристика, описывающая особенности работы психики уже впоследствии ставшего взрослым человека. Поэтому, не столь корректным является и рассмотрение "появления" ЛК, а более важным и ресурсным, полезным вариант его именно ФОРМИРОВАНИЯ, понимая под этим как воздействие случайных факторов окружающей (ребёнка) среды, так и целенаправленные, осознанные. Под "средой", в первую очередь, понимаем (наиболее) значимых для ребёнка взрослых (как правило, - родители). Именно на "стыке" двух последних (из вышеописанных) периодов и создаются\имеются предпосылки к формированию (того или иного по вектору) локуса контроля! Огромную опорную и решающую роль в формировании ЛК играет рефлексия. Как способность психики производить, формировать и использовать обратные связи в части "ощущения себя" в разных аспектах. Рефлексия - не только "думать о том, что и как думаешь", но и "чувствовать", а также "перекрёстные" варианты. То есть, - широкая и подробная практика самоииследования, самоощущения. В зависимости от данной практики, которую имеет ребёнок в возрасте примерно с 2-2,5-й лет и далее, локус контроля будет склонен или же формироваться преимущественно как внутренний или как внешний. Например, при "слабо развитой" рефлексии родителей, демонстрирующих спонтанное поведение в части своих эмоциональных реакций, ребёнок будет наследовать данные реакции как шаблон или же в силу работы защитных механизмов – другие их вариации комплиментарные, дополняющие или искажённые по формам, но всё так же закрепляемые в собственной психике шаблонно. В прямой связи "стимул\раздражитель - реакция". Однако при условно "достаточной" рефлексии самого ребёнка, например, в силу склонности к интроверсии, ЛК будет иметь тенденцию смещаться внутрь. Также, при незавершённой в дальнейшем психологической сепарации (от родителей\родителя или значимой фигуры) – ЛК будет иметь наиболее внешне выраженный вектор. Позиция локуса контроля – вполне может отражать то место на шкале "инфантильности", в которой не завершилась психологическая сепарация личности. Безусловно, на ЛК будут влиять не только факторы, имевшие место в глубоком детстве, но и более поздний период (после 5-7-ми лет), связанные с аспектами социального взаимодействия. Так как, в целом, например, ЛК внешний по вектору – более социально "выгоден" (другим), чем ЛК внутренний, обслуживающий преимущественно самого человека как Личность в рамках его "сугубо личных" целей, задач, желаний, потребностей (как первичных, так и иных). Особенности модели Роттера и её расширение. Модель Роттера имеет двоичную шкалу ЛК. Большинство тестов позволяет характеризовать ЛК только как внутренний или как внешний. Хотя сам Роттер отмечал, что "оптимальным" вариантом является условно "внутренне-внешний" (некий "средний вариант") ЛК. Однако механизм как определения, так и представления о таком "значении" ЛК – не столь явный и его "оптимальность" является весьма спорной. Также не описаны некие "крайние степени" ЛК как внешнего, так и внутреннего. Например, - "нулевая точка" внутреннего. Представление ЛК можно расширить с помощью визуальной модели, которая позволяет "ощущать" равномерность и непрерывность шкалы ЛК в любых его значениях и видеть основные зависимости. На анимированной иллюстрации представлена модель "работы" ЛК в виде геометрического рычага, который имеет точку опоры в виде того самого локуса (места) контроля, изображённого как шар. Линия рычага – аналог в общем виде нашей проекции (отражения) происходящего извне или влияния внешних факторов на наши внутренние состояния, психику в целом. Как видим, при условно "равных" (F - справа) степенях, силах, интенсивностях (и других подобных характеристиках) воздействия внешних факторов, их проекция (слева) в психике человека будет зависеть от ПОЛОЖЕНИЯ (опорного шара) ЛК. Притом, с абсолютно простой и прямой корреляцией (зависимостью): чем более ЛК смещён наружу (вправо), тем более значительным по амплитудам (или генерализации) будет отклик в психике. И чем более смещён внутрь (влево), тем меньше влияние внешних факторов. На анимации в динамике показаны также два (сравнительных) варианта внешнего ЛК, один из которых можно назвать "просто внешним", второй (ещё правее) – "патологически внешним". Последний, как демонстрация работы ЛК в том варианте, который уже опасен для психики и приводит к серьёзным её нарушениям, разрушая условную "целостность" при огромных силах внутренних проекций внешних факторов, которые вполне "обычны" по силе (интенсивности, иному). Как результат, психика обретает тревожность и\или элементы агрессии или в силу срабатывания защитных механизмов – подавленность, депрессивное расстройство, состояния фрустрации и\или другие варианты. Также в общем виде, психика с экстернальным ЛК более конформна. Конформность – изменение поведения, мнения, взглядов человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека, группы людей (социума, к примеру). Конформность психики с внешним ЛК также можно рассматривать как некий защитный механизм. В рамках иллюстрации представим, что "контур" психики человека (слева) будет стремиться при "патологически внешнем" ЛК приблизиться направо к шару, чтобы максимально уменьшить длину рычага и, соответственно, уменьшить проекцию внутреннюю, возбуждение от внешнего фактора. То есть, - вынуждена приспосабливаться. Что приводит к формированию различного рода зависимостей и созависимостей. Однако это никак не влияет на (и не меняет) положение собственного ЛК как общей характеристики. В целом, это можно также рассматривать и как модель поведения, унаследованную "из детства" и как результат не произошедшей или незавершённой психологической сепарации. Психотерапевтам. Локус контроля не имеет смысл рассматривать лишь ситуативно и по эпизодическим реакциям Клиента. Так как ЛК имеет тенденцию всё же быть динамичным в пределах определённого диапазона, который условно "шире" (вариативный, управляемый) у клиентов с внутренним ЛК и "уже" – с внешним. Также, сама по себе точность определения позиции ЛК Клиента на шкале (после уже выявленного по вектору) – большого или особого смысла не имеет. Разве что "приобретает ценность" в модальностях, связанных или опирающихся на психоаналитический подход (в общем значении). Почему? Вне зависимости от текущей или генеральной\общей позиции и вектора ЛК, сама суть терапии (в любых модальностях) "сводится" к влиянию на позицию ЛК. Или иными словами, в контексте данной статьи можно сказать так, что Клиент пришёл к вам с целью смещать свой ЛК внутрь, "ещё более к себе", вне зависимости от того, в какой "точке" находится его "текущий" локус. То ли внутри, то ли снаружи! Всё это прямо следует из общих (и основных) элементов парадигмы психотерапии. Например, тот же Запрос у клиента, как понятие, связан с его (внутренней) рефлексией своих состояний и желанием\необходимостью их изменить. Что уже – является попыткой ситуационно или же локально сместить тот самый ЛК внутрь. Запрос (причины, его вызвавшие) можно рассматривать как мотивацию к смещению ЛК. И, с другой стороны, психотерапевт ориентируется на взятие ответственности Клиентом, формирует, показывает или помогает воспользоваться именно внутренними ресурсами (психики) Клиента в решении его Запроса. Что также – задействование элементов и механизма интернального ЛК клиента. Рассмотрим некоторые общие признаки определения и оценки по вектору локуса контроля Клиента. Отсутствие или слабо развитая эмпатия (как именно безопасное сопереживание, а не спонтанное или с вовлечением) – будет свидетельствовать о ЛК скорее внешнем, чем внутреннем. Связь с языковой мета картой клиента. Присутствие антропоморфной лексики у клиента с внешним ЛК, множественные обобщения ("мы", "они" и т.п.), слабая рефлексия устной (и\или письменной) речи в части фоновой модуляции сообщений эмоциональными, оценочными конструкциями. Многочисленные объекты\направления привязанностей: идеологические, культурные, спортивные и подобные, социально обусловленные, - преимущественно внешний ЛК. Опора на авторитетность, авторитеты. Как безусловная опора на внешний (не свой) опыт, апелляция к нему. Внешний ЛК. Религиозность – однозначно, как правило, внешний ЛК. Интроверсия\экстраверсия клиента. Прямой корреляции вектора ЛК с данным типизированием может и не быть! Не смотря на то, что выше я упоминал её, но это более свойственно для периода детства. Но, частотно, всё же, можно отмечать, что экстравертам более присущ ярко выраженный внешний ЛК. Интровертам – или менее выраженный внешний или внутренний ЛК. ЛК имеет прямую связь с фундаментальной ошибкой атрибуции (механизм объяснения причин поведения другого человека). Клиент с внешним ЛК будет демонстрировать преимущественно признаки казуальной атрибуции. Наличие и "высокие" степени критического мышления – признак внутреннего ЛК. Безусловно, любые из отдельно рассматриваемых (выше) признаков, – не должны быть основанием или достаточным критерием определения вида ЛК у Клиента, но их (не противоречивая) совокупность – вполне. Работу в чистом виде с локусом контроля можно отнести скорее к долгосрочной терапии, так как его "разворот" и смещение – сложный и весьма инерционный процесс. В этом ракурсе ("неповоротливости") его можно сравнить с океанским лайнером, которому чтобы развернуться, необходимо описать траекторию по огромной дуге. Или же, сделать на месте полный реверс движения, "переключив двигатели", но тогда идти не "носом", а уже "кормой" вперёд и лишь для достижения краткосрочной, "близкой" цели.

Авторские права на данную статью принадлежат «Vartov V.» Частичное или полное копирование допускается при наличии ссылки на данный сайт в виде: Источник: Vartov V.

A



///