Раздел: Мозг. Эмоции. Язык. Психология.

Эмоции: Кто виноват?

От кого зависят наши эмоции? От кого или от чего зависят наши эмоции? В первой статье цикла, посвящённого эмоциям, я рассмотрел вопрос о том, зачем нам нужны и какую роль играют эмоции в нашей жизни. Вкратце, - они играют корректирующую и регулирующую роль. Отрицательные эмоции позволяют избегать обстоятельств, которыми порождены, а положительные – следовать или придерживаться, сохранять те обстоятельства или причины, которые привели к их возникновению. Эта «формула» и точность её работы была показана на примере из глубокого, раннего детства, младенчества. Но что же происходит далее? В то время, когда для вновь родившегося человека эмоции играют чуть ли не самую главную роль в его выживании, также происходит развитие отделов коры головного мозга, отвечающих за восприятие слов и его речевой деятельности. Правда, уже до этого ребёнок имеет весьма значительный опыт выражения своих состояний и без слов, проявляя в том или ином виде свои разнообразнейшие эмоции. Его опыт ещё не складывается из неких убеждений, которые он может описать словами, но уже есть! Он «сформулирован» и «прописан» теми самыми эмоциями, которые он ощущал в тех или иных ситуациях. Ребёнок уже знает, что ему «хорошо» и к чему – стремиться, а что – «плохо» или неприятно и чего стоит избегать. Например, если он уже притрагивался к горячему, да ещё и неоднократно, и получил соответствующую негативную эмоцию, порождённую ощущением боли, то в его опыте будет «записано», что «кружка = опасность». Если, к примеру, это была именно кружка, предположим, что с горячим чаем, за которую он брался. В каждом таком «отрицательном» опыте, у него или будет вырабатываться другая последовательность взаимодействия с «возможно горячим» предметом, что мы называем «осторожным поведением» или же он предпочтёт просто избегать вообще такие предметы и не взаимодействовать с ними. Выбор того, каким именно будет «вывод» ребёнка в тех или иных ситуациях и в какой форме будет формироваться опыт, зависит от многих факторов. Например, если ощущения очень яркие и, соответственно, - эмоциональная реакция, то будет склонность также как можно чётче и шире отразить это в опыте. Грубо говоря, если ребёнок сильно обжёгся о чашку или какой-либо предмет, то вплоть до склонности вообще исключить данные предметы как класс или даже как целое пространство, где они могут находиться, из области своего дальнейшего исследования или познания. То есть, - защитить себя от будущих возможных «неудач», приносящих очень глубокие негативные ощущения и порождающие негативные эмоции. Если не обжёгся, а просто почувствовал горячее и вовремя отдёрнул руку, то впоследствии интерес к предмету это не «убьёт», а лишь побудит изменить способы взаимодействия с ним, варьируя их раз от раза, но всё же, продолжив исследование мира. Ситуация с эмоциями и ощущениями положительного спектра – немного «проще». Всё, что «даёт» их, связывается в опыте ещё быстрее! Как естественное «поощрение», которое всегда – «притягивает». Но рассмотрим более пристально именно негативный спектр, так как чаще всего именно он нас «волнует» и беспокоит. Есть ещё чуть более сложные процессы, которые параллельно происходят с тем, что я уже описал. Ребёнок ещё не имеет некой идентификации собственного «Я» как в психологическом, так и в физиологическом плане. Последнее вы могли наблюдать даже тогда, когда ребёнок мог кусать себя за палец с той же силой, как и игрушку, проявляя недоумение, так как ему больно, но, явно не понимая, что это – «его палец», часть его же тела! Но именно «подружить» с физиологией, в первую очередь, ощущения и эмоции должны, что и делают. Психологические аспекты – формируются гораздо дольше… Например, многие предметы и объекты, с которыми ребёнок взаимодействует, «персонифицируются» им почти так же, как он сделал это и в отношении себя. И если причиной появления отрицательных или положительных эмоций стал предмет, то он в почти равной степени является и воспринимается как «источник их», как и если бы это был какой-либо человек. Обжёгся о чашку – злится на неё, ударился о стул – стукнул от злости его ещё раз. Некая «пассивность» данных объектов не является для него критерием отнесения их к другому «классу», как «не желавших причинить ему» боль или страдания или же дискомфорт. Кроме того, что данное «связывание» продолжается весьма длительный период детства как преимущественная методика отношения к внешнему миру и к себе, она в том числе поддерживается и окружающими ребёнка людьми, - взрослыми. Они демонстрируют как в словах, так и поступках, – аналогичный «подход», тем самым закрепляя такое «отношение». В результате этого формируется эмоциональная направленность не «во внутрь», а «наружу». Как некая «привычка» лишь выражать эмоции, которые порождены внутренними первичными ощущениями, вместо внутренней «работы» тех самых ощущений и эмоций, которые должны что-то менять (в себе) в действиях, взаимодействии с теми или иными объектами, людьми. Происходит некая «фокусировка» на источниках и вопросе: «Кто виноват?» или «Что есть причина?» тех или иных моих состояний или эмоций, вместо предыдущей начальной «роли», выражаемой скорее в следующем: «Что Я должен изменить?», «О чём мне ГОВОРИТ данное МОЁ состояние?». Как некий конечный результат всего этого мы видим, к примеру, в устойчивых образах вида: «Меня кто-то обидел!», а не лишь достаточную констатацию, что «Я - обиделся», то есть, во мне возникло такое состояние и я попробую разобраться, почему именно так я себя чувствую, в результате чего и как это избежать в подобных ситуациях впоследствии. Или же, «Ты меня расстраиваешь!», вместо: «Я – расстраиваюсь, когда ты такое(это) говоришь» с дальнейшей попыткой понять, что именно в себе приводит к такому состоянию. Какой и почему возникает внутренний конфликт? Каких убеждений или ожиданий или иного? Что с этим делать далее? То есть, мы в некотором роде продолжаем «злиться на чашку», которая «нас обожгла» и в каждый другой раз ставим себя в зависимость именно от неё, что «она не должна была делать это», одушевляя её, предполагая наличие в ней неких намерений и прочего относительно нас. Не глупо ли? Именно так происходит некая смена «ролей» эмоций. И из регулирующих, стабилизирующих и позволяющих «оттачивать» наш собственный опыт, они превращаются лишь в «сообщительные», «вещательные», лишь как язык выражения наших состояний, передачи их другим, окружающим. Соответственно, мало что меняющие именно внутри нас, с «пробуксовывающей» «основной ролью», потому эмоций остаётся так много, порой, уже до мешающих и вредящих нам как и своим количеством, так и амплитудами. Почему это стало возможным? Помните, я описывал, насколько критичны те или иные состояния и эмоции, связанные с ними у младенца именно с точки зрения его выживания? В тот период природа просто не может допустить подобную «смену ролей». Так как если младенец будет от голода расстроен, желая, чтобы мама приложила его к груди, но продолжит пинать её и злиться, вместо демонстрации радости и удовольствия сразу же от прикосновения с ней, то он попросту останется голодным. Потому именно тогда, в тот период, всё работает весьма тонко, просто и чётко. Однако позже, вариации в проявлениях и в роли эмоций уже допустимы до той степени, что человек может прожить всю жизнь в преимущественно негативных состояниях и эмоциях, однако на его выживание это уже будет влиять не столь существенно. Это уже влияет на некое «качество» его жизни, само протекание её как процесса и ощущение от него. Природа в некотором смысле уже «выполнила» свою основную задачу, дав ему, человеку жизнь и первичные механизмы её сохранения в виде ощущений и эмоций, а также предоставив, «предложив» и иные, более «продвинутые» возможности формирования и оценок опыта и его сохранения, но в ином виде, которыми он может «пользоваться», но может и «не пользоваться». Это уже относится к обобщённым понятиям «ума» и «интеллекта», которые и должны «связать» в гармонии и с пользой для самого себя ощущения тех самых состояний и эмоций, а также использовать иные, более эффективные и «тонкие» методики для получения и сохранения любого опыта. Именно такого опыта, который мы называем «положительным» и «полезным», который даёт впоследствии в результате минимум отрицательных эмоций, свидетельствующих о наших ошибках, и максимум положительных, свидетельствующих о верной «направленности» нашей жизни. Для укрепления понимания всего описанного, в одной из следующих статей я покажу это немного с иной стороны, разобрав анатомию и физиологию, строение головного мозга.

Авторские права на данную статью принадлежат «Vartov V.» Частичное или полное копирование допускается при наличии ссылки на данный сайт в виде: Источник: Vartov V.

A



///